С++. первая программа "Очистка экрана" — clrscr();

Вы решились начать своё обучение программированию.
На предыдущей странице имеются ссылки, которые могут помочь вам скачать Borland C++ 3.1
Возможно, вы уже слышали, чтобы делать программы, нужно писать код на каком-нибудь языке программирования и иметь инструмент, который поможет создать программу из такого написанного кода. Такие инструменты называют компиляторами.
  • Компилятор — это программа, которая берёт на себя обязанности переводчика, когда необходимо перевести человекоподобный язык в понятные компьютеру цифры
Программист пишет код. Этот код обычно очень похож на самый обычный текст, чем-то напоминающий человеческую речь. Чтобы из такого текста получилась программа, нужно этот текст перевести в язык, понятный компьютеру. Таким переводом человекоподобного языка в язык компьютерный и занимаются компиляторы.
  • В компьютерах: компилятор — программа, переводящая текст программы, написанной на одном языке программирования, на другой как более низкого, так и более высокого уровня, а может быть, и того же, но язык, пригодный для специальных целей: управление станком или передача через интернет
Мы, начинающие программисты, легко путаем компиляторы с IDE. Это вполне логичная и популярная ошибка. Трудно нам объяснить в чём различие. Слова-то заумные "Интегрированная среда разработки".
Если вы имеете какую-то программу с кнопочками: для сохранения файла, для компиляции, для настройки вида программы — то эта программа только внешняя оболочка, которая в какой-то мере облегчает процесс написания кода и автоматизирует некоторую возню. Такие программы называют IDE (интегрированными средствами разработки).
Примеры IDE:

CodeBlocks
VisualStudio
QtCreator
Dev-C++
C++ Builder

и другие.

Компилятор не имеет визуального оформления. Он только выполняет перевод некоторого текста в какие-то компьютерные инструкции. Мы не запускаем компилятор тем образом, каким привыкли запускать обычные программы. Если компилятор запустить как обычную программу, то он ничего не сделает: чтобы компилятор что-то сделал, ему нужно подать текст, который ему по силам. Можно компилятор сравнить с кухонной духовкой: если в духовку ничего не поместить, то толку от её работы не будет, а если поместить правильно подготовленную субстанцию, то можно получить очень вкусное блюдо.
Путаница IDE и компиляторов возникает в следствие нередкой одноимённости IDE и компилятора:

VisualStudio
Borland C++ 3.1

  • На этом сайте в дальнейшем приведено немало примеров, которые написаны для компилятора Borland C++ 3.1 в IDE "Borland C++ 3.1" в операционной системе Windows
  • На этом сайте много примеров, написанных для других компиляторов C++
  • Это различие может быть некоторым препятствием для обучения
Связаны перескоки примеров с компилятора на компилятор, которые постоянно случаются на моём сайте, с тем, что начинал я обучение как раз с Borland C++ 3.1. Если у вас имеется возможность начать обучение на современном компиляторе в современной IDE, то этому и отдавайте предпочтение.
В Borland C++ 3.1 моей первой, понятной для меня программой, стала пустая программа, а второй — программа, выводящая на экран сообщение приветствия: "HelloWorld".
Я очень надеюсь, что вы уже понимаете, что такое компилятор. Полагаю, не знаете с чего начать, поэтому вы могли попасть сюда.
  • Будьте внимательны!
    В этой теме описывается код, написанный для компилятора Borland C++ 3.1
В предыдущей теме можно было скачать IDE "Borland C++ 3.1", в которую встроен одноимённый компилятор Borland C++ 3.1.
Открываем "Borland C++ 3.1" и начинаем писать код для создания программы "HelloWorld"
  • В Borland C++ 3.1 имеет смысл начать с написания пустой программы.
Исходный код пустой программы Borland C++ 3.1 в операционной системе Windows:

Исходный код пустой программы в операционной системе Linux выглядит сложнее.
Просьба сообщить в комментариях срабатывает или нет.

Далее я описываю код для IDEBorland C++ 3.1 в операционной системе Windows.
  • НАПИШЕМ:

Нажать левый Ctrl+F9 (либо выбрать меню Run -> Run с помощью мышки) — особенного ничего не увидите. Создастся исполняемый файл, но вряд ли мы это заметим.
Чтобы посмотреть на действие нашей программы, можно нажать Alt+F5 — должно открыться пустое черное окно MS-DOS, — программа ничего не делала, кроме очистки экрана, поэтому экран должен оказаться пуст. (Если вы не поставите скобки в коде, при написании clrscr();, и напишете clrscr; — очистки экрана НЕ произойдет).
Для очистки экрана в Borland C++ 3.1 используется функция clrscr();
Чтобы функция очистки экрана сработала, нужно в самое начало вписать #include<conio.h>
(conio.h — Это заголовочный файл)
Давайте разбираться с кодом программы:

По науке — наша первая строчка читается приблизительно так:

  • В первой строке программы расположена директива препроцессора, встретив которую, компилятор заменяет её на полный текст того файла, который вписан к #include

Но как-то по науке больно заумно звучит, поэтому попробую по-разговорному описать, что всё это обозначает.

#include – Это так называемая директива препроцессора, подключающая файлы (как стрелка-указатель к файлу с инструкциями).
Директива #include почти всегда используется для включения в программу файлов, содержащих необходимую информацию для работы с функциями, и поэтому большинство программ на C++ начинаются с различных директив, которые позволяют уже описанные кем-то коды использовать.
Так как такая директива, как #include, — это указатель на инструкции, то надо указывать, где эти инструкции нужно взять. В угловых скобках или в кавычках нужно указать название нужного файла. Например, <conio.h> обозначает имя файла.
  • Имеется важное различие в выборе написания имени файла в угловых скобках или в кавычках
  • — В кавычках пишут, если файл располагается в том месте, где проект, но если файл компилятором не найдётся, то поиск будет выполнен так, как если бы было с угловыми скобками
  • — С угловыми скобками пишут, если файл нужно искать в известных компилятору местах. Например, для всех включенных в стандарт языка файлов, так как компилятор обязан знать где эти файлы.
  • Без указания на файлы, содержащие нужные инструкциями, многие функции работать не будут, и будет выдаваться ошибка.

<conio.h> — это файл, который содержит необходимые инструкции для работы с функцией clrscr();

  • При указании директивы у начинающих часто возникают орфографические ошибки, поэтому проявляйте внимательность к написанному.

_______________________________________

Следующая не пустая строчка содержит такой текст: "main()"
Означает эта строчка, что объявлена функция с именем main.
Функция с именем main обязательно присутствует в каждой программе и выполняется в первую очередь, сразу при запуске программы.
Любой Функции в C++ всегда соответствует какой-то тип.

  • Функции main() указывается тип int

int перед main обозначает, что функция main() должна вернуть целое значение. В том случае, если программа успешна выполнилась, то она возвращает число 0.

Первое слово int происходит от слова "integer" (обозначает целое число). После написания имени функции, надо дописывать круглые скобки, в которых предполагается наличие параметров, в них параметры либо вписываются, либо нет, но скобки обязательно должны быть: ().
  • Отличительная черта функций в C++ — наличие круглых скобок c параметрами внутри или без.
Определять и объявлять к какому типу принадлежит описываемая нами функция обязательно.
Тип функции не обязательно должен быть int. В зависимости от поставленной задачи, тип может быть и другим:

char foo() Тип char
double foo() Тип double
void foo() В этой строчке не тип, но обозначение, что никакого типа.

char, double — это типы переменных, и что это такое будет описано в последующих статьях.

Главное, запомните:

  • int main() — это начало любой программы в C++. Не забывайте ставить скобки! (легко забыть)
После того, как была написана функция main, обозначающая начало программы, следует написать код нашей программы.
Код программы описывается внутри фигурных скобок, сразу после имени функции, после закрывающейся круглой скобки. Открываем и закрываем фигурные скобки: { }. Внутри этих фигурных скобок и будет вписываться исходный код программы.

В примере, который сейчас разбирается, наш основной код — это только-лишь одна функция "Очистка экрана", в Borland C++ 3.1 для этого существует функция clrscr();
Для удобства обнаружения ошибок, лучше разбивать код на строки, как было приведено примером выше, но можно было написать и так: int main() {Наш код;}

Пишем код, выполняющий одну задачу:

(при выполнении возникает ошибка — тут не указан файл с инструкциями для работы функции clrscr() — дописываем вверху #include <conio.h>)

Чаще обращайте внимание на описание ошибки, даже если вы плохо знаете английский язык, то постепенно всё равно станете привыкать, и понимать суть ошибки будет проще.
В начале пути изучения C++ имеет смысл сразу познакомиться с оператором return
Оператор return в C++ — это выход из функции. Использовать такой оператор — это то же, что сказать программе: «Хватит, достаточно».
При написании в main(){ } дописывать return необязательно. Этот оператор внутри функции main пропишется неявно, сам, но можно его и дописать.

Плохого в том нет, просто можно не писать.
В случае написания других функций, return пишется для того, чтобы функции завершили работу и отдавали что-то, что в этом return указывается: «На этом твоя работа закончена, давай результат».
Обратите внимание, что внутри фигурных скобок после написания каждого осмыслённого действия, выражающего какую-то конкретную идею, ставится точка с запятой.
clrscr();
return 0 ;
  • В C++ расстановка знаков препинания начинающими — достаточно неприятный момент для самих начинающих. Слишком распространена ошибка — забыть поставить завершающую точку с запятой
Всё, что выше — подробное описание, пища для мозга, но запоминать ничего, кроме кода пустой программы: тех строчек исходного кода, — не нужно. Разобраться с принципом построения заготовки для будущего проекта вполне реально, даже если и очень сложно.
Чтобы лучше запомнить, как создавать пустую программу — запомните следующее:

  1. Указать на файл с нужными нам инструкциями (обычно необходимость возникает по ходу написания программы)
  2. Объявить главную функцию и определить её тип (Функция main всегда должна иметь тип int — Целочисленное значение)
  3. Поставить фигурные скобки для кода (Лучше всего сразу открывающуюся и закрывающуюся)
  4. Внутри main можно написать return 0, чтобы обозначить, что в этом месте функция прекращает работу
  5. Не забывать о точке с запятой и не путать, где и какие скобки
Знать всю программу надо как дважды два. Это самое простое, но очень нужное для новичков.

Ознакомьтесь с очень полезными советами. Можете их взять на первое время как памятку.

Для тех, кто не первый день, но столкнулся с некоторыми затруднениями очистки экрана, может подойти такой способ очистки

  • Очистка экрана в Windows (Проверял в MinGW, VisualStudio2010) C++

Можно сделать чуть красивее

Вероятно, будет заметно эффект медленности, но какая-никакая очистка.

7 комментариев на «“С++. первая программа "Очистка экрана" — clrscr();”»

  1. Boom:

    В Kubuntu не работает:
    #include
    void main()
    {
    system(«cls»);
    }

  2. позитивчик:

     текстовый документ!!!

  3. Среда разработки и операционная система какая? И про какой именно код идет речь? Тут несколько программ написано и мне гадать не особо хочется.

  4. Евгений:

    почему у меня не компилируется первая прога ?

    • Наверное потому что компилятор не Borland C++3.1
      Я не экстрасенс, чтобы правильно отвечать на вопросы без уточнений
      (компилятор, ошибки какие выводит).

  5. Аноним:

    это пиздец:-)\\

  6. Winche5ter:

    Для Microsoft Visual Studio

    c++

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск

 
     

Случайная книга в электронном формате

https://www.litres.ru/bill-fillips-7879021/programmirovanie-pod-android-16502000/?lfrom=15589587
Яндекс.Метрика